РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО...
(игры со словами)

Игры бывают разные. Детские игры забавляют и развивают. С помощью игры ребенок познает мир.
Взрослые тоже играют. Уходит детство, но не уходит наша любовь к игре.
Игра – это специфический вид человеческой деятельности, ведущим мотивом которой является не результат, как в других видах деятельности, а сам процесс.
Мы играем не для чего, не ради чего-то, а потому что нам нравится играть.
ПИСАТЕЛЬ

Вариант 1.

Каждому игроку выдают лист бумаги и просят написать вверху любую букву алфавита. После этого игрокам дается задание написать небольшое сообщение, историю или составить предложение, используя при этом только те слова, которые начинаются с выбранной ими буквы. Оговаривается время игры. Истории зачитываются. При определении победителя учитывается длина составленной истории и на сколько интересно содержание.

Например: Профессор Попов пошел погулять. По пути профессор попытался почистить пальто, починить портфель, поменять прическу, поесть плов, постирать панталоны, покрасить перилла, подобрать портмоне. Профессор плохо подготовился. Получилась путаница. Профессор покрасил прическу, починил пальто, постирал портфель, поел панталоны, подобрал перилла, почистил портмоне, поменял плов. Потом пришли партнеры, посоветовали профессору проспаться, поразмыслить, проветриться. Профессор принял предложение партнеров.

В эту игру может играть любое количество участников, даже один человек.

Вариант 2.

Теперь составляем рассказ, но при этом каждое последующее слово начинается со следующей буквы алфавита. Кто составит самый длинный рассказ, максимально придерживаясь последовательности букв в алфавите. Например:

«Акулы бесновались в гавани долго. Ежи ежились жутко замерзая. И кто-то летел мимо нас. Очень плохо распознаваемые силуэты точно утки фыркали, хрюкали, цыкали, чавкали. Шуршали щупальцами энергичные юркие ящерицы».

Часть букв, таких как Й, Ь, Ы, Ъ можно исключить из игры, заранее это оговорив с игроками.


«НЕПРАВИЛЬНО!»

Вначале придумываются истории, в которых специально допускаются ошибки.

Пример 1:

«Три мушкетера отправились в Англию за подвесками для королевы. Переплыв Средиземное море, они сели на верблюдов, для того чтобы пересечь пустыню Сахару. Наконец они достигли столицы Англии — Мадрид. В Мадриде их встретил английский король — Петр I. Но подвесок у Петра не оказалось: их украла миледи. Миледи боялась держать подвески при себе и передала их через проводника поезда кардиналу Ришелье. Мушкетеры заказали у ювелира другие подвески, заплатив ему за это французскими золотыми монетами — йенами. После чего мушкетеры вернулись в столицу Франции — Марсель и отдали подвески королеве. Королева наградила каждого мушкетера высшей французской наградой — Орденом Почетного Легиона. А кардинал Ришелье был переведен на должность римского папы».

Пример 2.

«На землю опустился инопланетный корабль с ближайшей к Земле планеты Уран. Инопланетяне оказались в центре африканских джунглей. Первое с кем они встретились, были дикие животные: львы, тигры, койоты и утконосы. Особое впечатление на них произвели стада кенгуру и жирафы. Пробираясь сквозь лианы, пришельцы собирали плоды и корнеплоды. Особенно им понравились банановые пальмы и баклажановые деревья. Когда они, наконец, вышли к озеру Мичиган, они увидели купающихся коал, семейства приматов, очень похожих на людей. Пришельцы обладали очень высоким уровнем развития и тут же заговорили на местном бенгальском диалекте. Коалы испугались и убежали. А бенгальцы, чья деревня находилась в низовьях самой большой реки Африки — Амазонки, очень смеялись, объясняя пришельцам, что коалы — это обычные земноводные не относящиеся к семейству приматов».

Пример 3.

Великий князь Владимир ввел на Руси христианство в 1380 году. До этого жители Киевской Руси исповедовали ислам. А жители Великого Новгорода — католицизм. Неожиданно на Русь напали монголо-татарские орды. Они захватили Киевскую Русь и основали на Днепре Золотую Орду. Киевский князь — Александр Невский собрал дружину и в 1480 году дал бой монголо-татарам у деревни Бородино, расположенной недалеко от Киева. После этого сражения Русь избавилась от монголо-татарского ига. Но уже через сто лет, в 1580 году на Русь напали войска шведского короля Карла XII. Тогда на Руси правил Петр I. Он сумел разбить шведские войска под Полтавой и в честь этого заложил новый город, который назвал Санкт-Петербург. В 1613 году он перенес столицу Руси из Киева в Санкт-Петербург. Сам он поселился вместе со своей женой Екатериной II в этом городе во дворце, который назвал Эрмитаж.

Игроки внимательно слушают рассказ. Тот, кто обнаружил ошибку, кричит «Стоп!». Если игрок сможет правильно объяснить в чем ошибка и исправить ее, то он получает очко (жетон или карточку).

Таких историй может быть несколько.

Если игрок кричит там, где нет ошибки, он возвращает очко.

Победителем будет тот игрок, который наберет к окончанию игры самое большое количество очков.


ПЕРЕСТАНОВКА


Выбирается слово. Необходимо составить новые слова, перестановкой букв, добавлением или вычеркиванием одной буквы. Побеждает тот, кто составит больше слов.


УГАДАЙ СЛОВО

Загадывается слово. Записывается на листке бумаги с перестановкой всех букв. Например, слово ТРОПИНКА записывается так: НОПРАИТК. Кто первым отгадает слово, тот и победил.

Играть в эту игру может два человека, может несколько, а может команда на команду. Можно загадывать по одному слову, а можно списком. Слова может заранее подготовить ведущий, а могут команды загадывать друг другу.


КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО

Игроки выбирают слово, содержащее, как минимум семь букв. За определенный промежуток времени необходимо составить новые слова, используя буквы, входящие в состав данного слова. Порядок и количество используемых букв может быть произвольным, но каждую букву в одном слове можно использовать столько раз, сколько раз она встречается в ключевом слове. Придумываемые слова должны быть существительными, в единственном числе, нарицательные. Нельзя придумывать аббревиатуры или сокращения.


ДОБАВЬ СЛОВО

Первый игрок говорит одно слово. Второй повторяет это слово и добавляет к нему второе слово, третий — третье и т.д., но так, чтобы получался рассказ. Слова нельзя повторять. Кто не может повторить или продолжить рассказ, — выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один участник. Он — победитель.


КАТЕГОРИИ

Подготавливаются карточки:

По горизонтали буквы (например, А, Б, В, Г или В, Д, О, К), а по вертикали категории.

Букв может быть несколько, а может быть одна. Выбор букв может осуществляться по договоренности, а может быть разыгран следующим образом. Один из участников игры про себя произносит алфавит (важно не шевелить губами), другой участник говорит «стоп». На какой букве остановились, ту и записываем в карточку.

Количество и названия категорий могут быть различны. Например: имя, цвет, цветок, животное, птица, овощ, одежда, мебель, сказочный персонаж, актер, певец, страна, река, город, политический деятель и др.

Все одновременно начинают заполнять карточки, записывая в них слова, начинающиеся с указанной в колонке буквы.

Играть можно заранее определенное время (например — 15 минут), а можно, кто первым заполнит карточку, тот сообщает об этом и игра прекращается.

Условия игры надо оговорить до начала игры.

Ответы обязательно зачитываются и проверяются. Если возникают споры засчитать слово или нет, они обсуждаются и решаются большинством.

Каждое написанное слово — очко. Победил тот, кто набрал больше всех очков.

Играя в следующий раз в эту игру можно изменить только буквы, можно изменить только категории, а можно изменить и буквы и категории.


СПИСОК

Каждому игроку выдается список слов, но слова написаны не полностью. Написана только первая и последняя буква, а между ними точки, указывающие количество пропущенных букв в слове. Кто первым полностью восстановит список, тот и победил.


ИСТИННЫЙ ИЛИ ЛОЖНЫЙ.

Заранее готовим список вопросов. Игроки делятся на две команды. Между двумя командами помещают два стула: один — «ложный», другой — «истинный».

Ведущий зачитывает утверждения, если команда считает, что утверждение «ложное» один из игроков этой команды должен добежать и сесть на «ложный» стул, если утверждение с точки зрения команды «истинное», то сесть игрок должен на «истинный» стул. Очко получает та команда, чей игрок первым успел сесть на правильно выбранный стул.

Примеры вопросов («И» - истина, «Л» - ложь):

1. Осло — столица Норвегии («И»)

2. Самурай — вид африканских муравьев («Л»)

3. Александр Невский основал город на Неве («Л»)

4. В ноябре 30 дней («И»)

5. Двадцать девятое февраля бывает только в високосном году («И»)

6. «Горизонт» — линия на карте, перпендикулярная меридиану («Л»)

7. Ехидны живут только в Австралии («И»)

8. Монтевидео — столица Аргентины («Л»)

9. Грош — мелкая польская монета («И»)

10. Никель — инертный газ («Л»)

11. Архимед открыл закон всемирного тяготения («Л»)

12. Хадж — это паломничество мусульман в Мекку («И»)

13. СПИД передается половым путем («И»)

14. Астрология — наука о строении галактики («Л»)

15. Анаконды водятся в Амазонке («И»)